Реклама на сайте


Влияние изменений учетной политики на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности
Страница 3

– оценка степени влияния применяемой учетной политики проверяемого экономического субъекта на достоверность показателей его финансовой отчетности.

Кензеева И.А. в своей работе также указывает на то, что разработка оптимальной учетной политики представляет собой один из видов консультационных услуг, который выполняют для организаций консалтинговые и аудиторские компании.

В процессе анализа учетной политики и разработки рекомендаций по ее совершенствованию Кензеевой И.А. выделены следующие основные этапы:

– комплексный анализ сложившейся системы бухгалтерского учета и условий хозяйствования (общее ознакомление с организацией; анализ внешней среды функционирования организации; выделение отраслевых особенностей ведения учета; рассмотрение финансовой политики организации; анализ сложившейся системы бухгалтерского учета, в том числе действующей учетной политики; анализ системы внутреннего контроля; формулировка предварительных выводов об эффективности действующей учетной политики и возможных направлениях ее изменения);

– разработка рекомендаций по оптимизации учетной политики (с точки зрения соблюдения действующих нормативных документов по бухгалтерскому учету и налогообложению; повышения надежности внутреннего контроля; эффективности информационного обеспечения аппарата управления; соответствия проводимой финансовой и налоговой политике; снижения трудоемкости учета; обеспечения достоверности финансовой информации, предоставляемой заинтересованным пользователям);

– внедрение измененной учетной политики в практику бухгалтерского учета (согласование изменений в учетной политике с руководством организации; подготовка всей внутренней нормативной документации по учетной политике; проведение обучения сотрудников новым способам учета; разработка мероприятий по автоматизации учетного процесса; контроль эффективности измененной учетной политики).

Авторский коллектив под руководством проф. В.И. Подольского указывает на то, что экспертиза учетной политики должна предшествовать всем остальным этапам аудиторской проверки. Так же как и все другие авторы, для проведения экспертизы основных элементов учетной политики предлагаются разработка ее типового варианта и его использование при проведении аудиторской проверки. Типовой вариант предусматривает 30 элементов учетной политики. Однако в методике проф. В.И. Подольского не содержится указаний на порядок исследования изменений, которые аудируемое лицо может внести в свою учетную политику.

2.2. Отражение изменений учетной политики в бухгалтерской (финансовой) отчетности

Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.

Если при составлении бухгалтерской отчетности организация выявляет недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то она включает в бухгалтерскую отчетность соответствующие дополнительные показатели и пояснения.

Если при составлении бухгалтерской отчетности применение правил ПБУ 4/99 не позволяет сформировать достоверное и полное представление о финансовом положении организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении, то организация в исключительных случаях (например, национализация имущества) может допустить отступление от этих правил.

На большинство требований к обеспечению достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности влияет или может повлиять содержание учетной политики.

Для обеспечения достоверности необходимо следующее.

1. При формировании бухгалтерской отчетности организацией должна быть обеспечена нейтральность информации, содержащейся в ней, то есть должно быть исключено одностороннее удовлетворение интересов одних групп пользователей бухгалтерской отчетности перед другими.

Информация не является нейтральной, если посредством отбора или формы представления она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.

Нейтральность бухгалтерской отчетности проявляется в отсутствии у ее составителей намерения склонить пользователей отчетности к определенному решению, например к покупке ценных бумаг организации, к предоставлению кредита организации и т.д.

Фактически нейтральность означает объективность бухгалтерской отчетности в противовес ее составлению в интересах какой-либо одной стороны или группы лиц.

Продемонстрируем порядок соблюдения требования нейтральности на примере формирования резерва по сомнительным долгам.

Пунктом 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации определено, что организация может создавать резервы сомнительных долгов по расчетам с другими организациями и гражданами за продукцию, товары, работы и услуги с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. При этом сомнительным долгом признается дебиторская задолженность организации, которая не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями. Таким образом, складывается впечатление, что создание резерва по сомнительным долгам является элементом учетной политики и организация может как указать в учетной политике, что она формирует такой резерв, так и то, что она его не формирует.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Другое по теме

80. Порядок создания резерва по сомнительным долгам
Учетная политика предусматривает отражение порядка создания резерва по сомнительным долгам. В условиях нестабильности экономики многие предприятия оказываются неплатежеспособными. Для того чтобы организации могли застраховать ...