Реклама на сайте


12. Учет и налогообложение товарного кредита
Страница 13

НК РФ не устанавливает четких правил определения налоговой базы и порядка исчисления НДС применительно к операциям товарного кредита.

Рассмотрим положения НК РФ, касающиеся операций, производимых по договору товарного кредита, которые вызывают разногласия среди специалистов в области налогообложения.

При передаче в рамках договора товарного кредита права собственности на вещи у заемщика отсутствует обязанность по оплате полученного товара. Однако товары, передаваемые по договору товарного кредита, не предоставляются безвозмездно. В соответствии с договором обязанностью заемщика являются возврат вещей такого же рода и качества, как и полученные вещи, и выплата процентов в виде оплаты за предоставленный товарный кредит.

Напомним читателям, что подпункт 15 п. 3 ст. 149 НК РФ относит предоставление займа в денежной форме к операциям, которые освобождаются от НДС.

С точки зрения налогообложения передача вещей по договору товарного кредита должна рассматриваться аналогично операциям по передаче во временное пользование, осуществляемым в рамках исполнения обязательств по договорам безвозмездного пользования и аренды. По существу вышеуказанные операции однотипны: их финансово-экономическим смыслом является передача вещей во временное пользование другому лицу.

Следовательно, обязанность по уплате НДС может возникать только в части процентов, подлежащих уплате за пользование товарным кредитом.

В то же время налогообложение процентов, подлежащих уплате заемщиком, не исключает возможности включения в расчет налоговой базы по НДС стоимости передаваемых товаров. Косвенным образом эта возможность подтверждается ст. 162 НК РФ, положения которой применительно к операциям по товарному кредиту устанавливают, что налоговая база, определенная в соответствии со ст. 153—158 настоящего Кодекса, увеличивается на суммы процента по товарному кредиту в части, превышающей размер процента, рассчитанного в соответствии со ставками рефинансирования Банка России, действовавшими в периодах, за которые производится расчет процента.

В договорах товарного кредита обычно рекомендуется указывать цену передаваемых товаров, которая используется для расчета суммы процентов, подлежащих уплате заемщиком. Кроме того, эта цена подлежит применению для целей определения налоговой базы по НДС. Напомним читателям, что в соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей Кодекса, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, устанавливаемых в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения НДС.

В связи с этим во избежание риска применения для целей исчисления налоговой базы по НДС цен на товары, величина на которые соответствует их рыночному уровню, в договоре товарного кредита обычно указывают цену вещей, передаваемых заемщику, поскольку в соответствии со ст. 822 ГК РФ к договору товарного кредита применяются положения ст. 485 ГК РФ, согласно которой, если цена не предусмотрена и не может быть определена исходя из условий договора, она устанавливается исходя из суммы, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары, работы или услуги.

Согласно подпункту 3 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС, определенная в соответствии со ст. 153—158 настоящего Кодекса, увеличивается на суммы, полученные в виде процента по товарному кредиту, в части, превышающей размер процента, рассчитанного согласно ставкам рефинансирования Банка России, действовавшим в периодах, за которые производится расчет процента.

К определенной в соответствии со ст. 162 НК РФ величине налоговой базы применяется расчетная ставка НДС (п. 4 ст. 164 Кодекса).

До 1 января 2006 года при передаче вещей по договору товарного кредита налогоплательщику-кредитору было трудно определить момент, когда возникает обязанность по уплате НДС в бюджет, если для целей обложения НДС в учетной политике организации в 2005 году был утвержден момент определения налоговой базы по мере отгрузки. В этом случае в соответствии с действовавшей до 1 января 2006 года редакцией ст. 167 НК РФ днем определения налоговой базы считался день оплаты отгруженных товаров.

Страницы: 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

Другое по теме

4.5.3. Учет расходов на оплату услуг по организационному аудиту
Иногда налоговые органы делают выводы о необоснованности и нерациональности расходов на оплату услуг аудиторов. Проиллюстрируем вышеприведенное на примере из судебно-арбитражной практики (постановление ФАС Северо-Западного окру ...