Реклама на сайте


12. Учет и налогообложение товарного кредита
Страница 1

В главе 42 «Заем и кредит» ГК РФ приводятся определения понятий товарного и коммерческого кредита, предметом которых могут быть вещи, определенные родовыми признаками.

Статьей 822 ГК РФ товарный кредит определен следующим образом:

« Сторонами может быть заключен договор, предусматривающий обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками ( договор товарного кредита ). К такому договору применяются правила параграфа 2 настоящей главы, если иное не предусмотрено таким договором и не вытекает из существа обязательства ».

Таким образом, договор товарного кредита предусматривает обязанность одной стороны предоставить другой стороне вещи, определенные родовыми признаками. Товарный кредит предназначен для удовлетворения потребностей лица в продуктах производства и потребления.

К такому договору применяются правила § 2 главы 42 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором и не следует из существа обязательства, то есть применяются правила, предусмотренные для кредитного договора. В свою очередь, п. 2 ст. 819 ГК РФ устанавливает, что к кредитным правоотношениям применяются правила, действующие применительно к договору займа.

Можно сделать следующие выводы:

– вещи, переданные по товарному кредиту, переходят в собственность заемщика;

– товарному кредиту присущ признак возвратности, характерный для других заемных обязательств.

Поскольку договор товарного кредита заключается, как правило, в производственных целях, к нему применяются не только правила о займе (кредите), но и дополнительные условия: о количестве, об ассортименте, о качестве, о таре и другие правила главы о купле-продаже товаров (ст. 465—485 ГК РФ), если иное не предусмотрено кредитным договором. При этом сторонами договора могут быть любые субъекты гражданского права.

Примером использования правовой конструкции товарного кредита может быть порядок гарантированного снабжения продуктами питания муниципальных предприятий и организаций социальной сферы, финансируемых из городского бюджета.

Кредитор, передавая товар по договору товарного кредита заемщику, передает согласно п. 2 ст. 819 и п. 1 ст. 807 ГК РФ и право собственности на него. Но в этом случае передача товара заемщику носит возвратный характер, в чем заключается характерная особенность товарного кредита.

Поскольку договор товарного кредита заключается, как правило, в производственных целях, к нему применяются не только правила главы 42 ГК РФ, но и дополнительные условия, предусмотренные ст. 465—485 ГК РФ (о количестве, об ассортименте, о качестве, о таре) и другими статьями главы ГК РФ о купле-продаже товаров, если иное не предусмотрено кредитным договором.

Так же как любой кредит, товарный кредит подразумевает проценты за пользование чужими средствами. Заем же в отличие от кредита может быть беспроцентным. Договоры займа и кредита имеют существенные различия.

Кредит может предоставляться только кредитной организацией, имеющей лицензию. Стороны же договора товарного кредита – любые субъекты гражданского права.

Организации, заключая договоры товарного кредита, осуществляют операции, которые, так же как и в случае с другими заемными средствами, можно условно подразделить на три следующих этапа:

– получение заемных средств;

– начисление и уплата (получение) процентов за пользование заемными средствами;

– возврат заемных средств.

В случае товарного кредита самым сложным является этап, который регулирует возникновение процентов по долговым обязательствам и их уплату. Хозяйствующие субъекты также совершают ошибки с отражением в бухгалтерском и налоговом учете процентов по договорам товарного кредита, что приводит к возникновению споров с проверяющими органами. Особенно большое количество ошибок возникает при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.

В соответствии со ст. 269 НК РФ при заключении договора товарного кредита, так же как и в случае кредита, коммерческого кредита, займа или иного заимствования независимо от формы оформления договора, у хозяйствующих субъектов возникают так называемые долговые обязательства, учитываемые для целей исчисления налога на прибыль.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме

10.4.3. Отсутствие доказательства необходимости проведения маркетинговых исследований
Для получения возможности уменьшения налогооблагаемой прибыли организация должна доказать, что осуществление затрат на маркетинговые услуги в конкретной ситуации необходимо по экономическим, юридическим, экологическим, социальн ...