Реклама на сайте


3.9 Учет расчетов по оплате труда
Страница 4

Таким образом, одним из главных документов для бухгалтера является трудовой договор. Фирма обязана заключить его с каждым работником, причем в письменной форме. Трудовой договор составляется в двух экземплярах, один из которых остается на фирме, второй – передается работнику.

А если не оформлять трудовой договор, а ограничиться лишь приказом о приеме на работу? Прежде всего, это является нарушением трудового законодательства, за которое наказывают штрафами.

Кроме того, возникнут проблемы с налогом на прибыль. Ведь в ст.255 Налогового кодекса РФ сказано, что в расходы на оплату труда можно включить только те выплаты, которые предусмотрены трудовым и (или) коллективным договором. А в п.21 ст.270 содержится прямой запрет: нельзя включать в расходы вознаграждения, которые не предусмотрены трудовыми договорами.

Важно отметить следующий момент: существует разница между работой по трудовым и гражданско– правовым договорам, реализация которых также связана с трудовой деятельностью. Понятие трудового договора сформулировано в ст.56 ТК РФ, где говорится что это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, труда, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять трудовую функцию.

При исполнении работы по гражданско– правовому договору работник сам организует свой труд, выполняет определенную работу на свой риск, получает вознаграждение за конечный результат работы. По трудовому договору работник выполняет не конкретное задание, а любую порученную ему работу в рамках своей специальности и получает заработную плату по установленным нормативам. Такое разграничение имеет, прежде всего, практическое значение, т. к. право и обязанности, установленные трудовым законодательством распространяются только на лиц, заключивших трудовые договоры.

Помимо трудового договора взаимоотношения на фирме может регулировать коллективный договор. Этот документ заключается между сотрудниками и работодателем и представляет собой своеобразный внутренний трудовой кодекс фирмы. В него, в частности, могут включаться вопросы, касающиеся:

– форм, систем и размеров оплаты труда (в том числе – положение о премировании);

– выплат пособий, компенсаций;

– занятости, переобучения, условий увольнения работников;

– механизма регулирования оплаты труда с учетом роста цен;

– рабочего времени и времени отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;

– оздоровления и отдыха работников и членов их семей.

Перечень вопросов, которые отражаются в коллективном договоре, этим не ограничен. Главное, что положения, зафиксированные в коллективном договоре, не должны противоречить Трудовому кодексу РФ и ухудшать положения работников. Замечу также, что коллективный договор никак не может заменить договор трудовой, это самостоятельные документы.

Закон не требует обязательного оформления коллективного договора, за его отсутствие фирму не накажут.

На практике коллективные договоры заключаются в крупных организациях. Там прописывают конкретные права и гарантии для работников, которые не установлены Трудовым кодексом РФ. Например, обязательства по доставке сотрудников к месту работы, организации бесплатного питания на фирме, по оплате стоимости проезда к месту отпуска и т. д. Иначе составление коллективного договора теряет всякий смысл. Согласитесь, просто переписывать нормы Трудового кодекса РФ ни к чему.

Кадровый учет

. В любой организации главный бухгалтер встретится с вопросами расчетов по оплате труда. На небольшом предприятии ему придется не только руководить этим процессом, но и непосредственно начислять и выдавать заработную плату. Чтобы работа была рационально организована, главный бухгалтер прежде всего должен иметь документальное подтверждение того, кто и на каких условиях работает на данном предприятии. Один экземпляр всех документов руководителя предприятия по кадровому составу должен поступать в распоряжение главного бухгалтера. Документы по кадровому составу могут быть в виде приказов, распоряжений, указаний за подписью руководителя предприятия.

В состав документов по кадровому составу входят:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Другое по теме

7. Учетная политика предприятия. Понятие. Порядок формирования
Любое предприятие в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 самостоятельно формирует учетную политику. Это совокупность способов ведения бухгалтерского учета, принятых на предпр ...