Реклама на сайте


2.9. Учет возврата товара от покупателей
Страница 5

Пример

ООО «Запад» приобрело у ООО «Полюс» партию товара на сумму 118 000 руб., в том числе НДС – 18 000 руб. Оплата товара была проведена на следующий день после получения его покупателем. Внутритарная приемка товара выявила несоответствие данного товара предъявляемым к нему стандартам, что было подтверждено соответствующим актом, подписанным представителями продавца и покупателя. Таким образом, партия товара была признана бракованной, и ООО «Запад» вернуло всю партию продавцу. Реализация, оплата и возврат товара были произведены в течение 1 месяца. Себестоимость возвращенного товара для ООО «Полюс» составила 80 000 руб. Участники сделки находятся на общей системе налогообложения и являются плательщиками НДС.

Бухгалтер ООО «Полюс» делает в бухгалтерском учете следующие записи, используя метод обратных проводок:

1) Дебет счета 41 «Товары»,

Кредит счета 90 «Продажи»

– 80 000 руб. – восстановлена себестоимость возвращенного товара;

2) Дебет счета 99 «Прибыли и убытки»,

Кредит счета 90 «Продажи»

– 20 000 руб. – отражен убыток от возврата товара;

3) Дебет счета 90 «Продажи»,

Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

– 118 000 руб. – восстановлена выручка от продажи товара;

4) Дебет счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», Кредит счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 2 «Расчеты по претензиям»

– 118 000 руб. – отражена задолженность по претензии покупателя;

5) Дебет счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» субсчет 2 «Расчеты по претензиям»,

Кредит счета 51 «Расчетные счета»

– 118 000 руб. – возвращены деньги покупателю;

6) Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»,

Кредит счета 90 «Продажи»

– 18 000 руб. – восстановлен ранее начисленный НДС.

При выявлении недоброкачественности поставленного товара покупатель обязан сообщить об этом продавцу в кратчайшие сроки и вызвать его представителя для составления соответствующего акта. Однако, если в назначенные сроки представитель продавца не явился, акт может быть составлен в одностороннем порядке (либо с привлечением независимого эксперта). Факт неявки представителя продавца будет расцениваться как согласие со всеми пунктами составленного акта.

Возврат товара ненадлежащего качества оформляется на основании акта, составленной в адрес продавца претензии и накладной на возврат товара. Многие оптовики обходятся без акта и претензии – только возвратной накладной, но в этом случае отсутствуют доказательства ненадлежащего качества товара. А как быть со счетом-фактурой? Ведь именно этот документ является основанием для возмещения или восстановления НДС.

Этот вопрос однозначного ответа в законодательстве не имеет. На практике бухгалтеры используют два варианта: либо соответствующие корректировки производятся на основании ранее выписанного покупателю счета-фактуры, либо продавец сам себе выписывает новый счет-фактуру на возвращенный товар. Первый вариант кажется нам предпочтительней. Дело в том, что в письме Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 14 июля 2005 г. № 03-04-11/162 «О НДС при возврате товара» имеется ссылка на п. 29 Правил ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2000 г. № 914, который предусматривает возможность внесения исправлений в счета-фактуры. И далее: «…в случае возврата товара продавцу покупателем, не являющимся налогоплательщиком налога на добавленную стоимость, продавец товаров может внести соответствующие исправления в счета-фактуры, выставленные при отгрузке товаров, и произвести перерасчеты с бюджетом по налогу на добавочную стоимость». Можно предположить, что при возврате товара от покупателя-плательщика НДС подобный подход к документации также приемлем. Надо отметить, что это практически единственный документ, дающий хоть какие-то рекомендации по вопросу выставления счетов-фактур при возврате товара.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Другое по теме

21. Расчеты с подотчетными лицами
Согласно Инструкции по применению Плана счетов для обобщения информации о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет на административно—хозяйственные и прочие расходы, предназначен счет 71 «Расчеты с подотчетными л ...