Все поставки товара должны сопровождаться документами, позволяющими установить дату отгрузки, наименование лекарственного препарата (включая лекарственную форму и дозировку), номер серии и партии, количество поставленного товара, цену отпущенного лекарственного препарата, название и адрес поставщика и получателя, а также документами, подтверждающими количество лекарственных препаратов.
Основные принципы учета движения лекарственных средств и других медицинских товаров изложены в Методических рекомендациях для практических и научных работников «О внутриведомственном первичном учете лекарственных средств и других медицинских товаров в организациях розничной фармацевтической (аптечной) сети всех организационно-правовых форм, расположенных на территории Российской Федерации», утвержденных Минздравом России 14 мая 1998 г. № 98/124
Организация контроля приемки и документальное оформление приема медицинских товаров.
В соответствии с Инструкцией по контролю качества лекарственных средств, изготовляемых в аптеках, утвержденной приказом Минздрава России от 16 июля 1997 г. № 214, лекарственные средства и лекарственные вещества независимо от источника их поступления подвергаются приемочному контролю, который проводится с целью предупреждения поступления в аптеку некачественных лекарственных средств.
Приемочный контроль включает проверку:
соответствия поступающих лекарственных средств требованиям по показателям «Описание», «Упаковка», «Маркировка»;
правильности оформления расчетных документов (счетов);
наличия сертификатов качества (паспортов) производителя и других документов, подтверждающих качество лекарственных средств.
На экземпляре сопроводительного документа, который остается у материально ответственного лица и в дальнейшем прилагается к товарному отчету, проставляется штамп «приема» (форма № А-1.1).
Для оформления приема и оприходования фактически полученного товара, поступившего без счета поставщика, применяется Акт о приеме медицинского товара, поступившего без счета поставщика (форма № А-1.4).
Учет поступления товаров в аптеку ведется в Журнале регистрации счетов поступления товаров по группам (форма № А-1.8).
На каждую поступившую серию медицинских товаров составляется Стеллажная карточка (форма № А-1.9), которая служит контрольным документом реализации лекарственных средств по срокам годности.
В соответствии с пунктом 2 ПБУ 5/01 материально-производственные запасы, приобретенные или полученные от других юридических или физических лиц и предназначенные для продажи, именуются товарами. Таким образом, готовые лекарственные средства и изделия медицинского назначения, приобретаемые аптеками для дальнейшей реализации, признаются товарами и, соответственно, учитываются на счете 41 «Товары».
Оприходование медицинских товаров отражается в учете аптечной организации проводками:
дебет счета 41 кредит счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»
– на сумму покупной стоимости полученного товара;
дебет счета 60 кредит счета 51 «Расчетные счета»
– на сумму оплаты счета поставщика.
Порядок формирования розничных цен на лекарственные препараты (лекарственные средства) для аптечной организации независимо от организационно-правовой формы и форм собственности устанавливается в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, утвержденных Правительством РФ и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
При организации аналитического учета медицинских товаров за основу можно принять их группировку:
> резиновые изделия;
> изделия из пластмасс;
> перевязочные средства и вспомогательные материалы;
> изделия медицинской техники.
Аптечные розничные организации, осуществляющие реализацию медицинской продукции по свободным розничным ценам, фиксируют эти цены, уровень применяемых торговых и снабженческо-сбытовых надбавок в Реестрах свободных розничных цен (форма № А-1.11).
Если аптека занимается приемом лекарственного растительного сырья у населения, сотрудник должен выписать в трех экземплярах приемную квитанцию по форме № А-1.5. Первый экземпляр документально подтверждает выдачу денег за сырье, то есть он является расходным кассовым ордером. Второй экземпляр приемной квитанции нужен для составления отчета материально ответственного лица. Третий экземпляр выдается заготовителю.
|